Пишите письма → alex@covax.me

Пьер Байяр — «Искусство рассуждать о книгах, которых вы не читали»

Довольно занимательное, но абсолютно бесполезное эссе специалиста по литературоведческому эпатажу, знатока психоанализа, преподавателя университета Париж VIII — Пьера Байяра.

С помощью интересных примеров из литературы автор аккуратно подводит нас к тому, что понятие «прочитанной» книги очень расплывчато и вводит свою классификацию (неизвестная книга, пролистанная книга, книга, о которой вы слышали, книга, которую вы забыли). После чего, теми же литературными примерами теоретически обосновывает тезис о том, что читать — вредно. Но не в прямом, а в некоем философском смысле.

Я никогда не читаю книг, на которые должен писать рецензии: так просто попасть под влияние.

В конечном итоге все сводится к тому, что книги должны служить начальным толчком для собственного творчества и собственных мыслей. Не надо зацикливаться на том, что вкладывал автор, пропускай информацию через себя и интерпретируй ее. Твоя интерпретация это уже собственный, уникальный и в каком-то смысле независимый продукт твоего творчества, развивая который можно вообще уйти от произведения, которое послужило стимулом для начала творческой деятельности и создать нечто самостоятельное и ценное само по себе, в отрыве от произведения. По большому счету это анализ и синтез, ничего нового.

Парадокс чтения в том, что путь к самому себе лежит через книгу, но его нужно пройти, не слишком задерживаясь. Именно «полет над книгой»— метод хорошего читателя, который знает, что каждая книга хранит в себе частичку его самого и может открыть ему путь к этой частичке, если у него хватит мудрости не останавливаться надолго. Как раз такие «полеты» мы видели, когда обсуждали опыт непохожих, но вдохновенных читателей, таких, как Поль Валери, Ролло Мартинс и даже некоторые из моих студентов: они выхватывают какой-то важный для себя элемент из книги, которая им знакома лишь приблизительно или вовсе не знакома, и, не вникая в остальное, начинают свое собственное рассуждение — этот метод позволяет им не потерять из виду самих себя.

После прочтения, несколько по иному воспринимается фраза «Чукча не читатель, чукча — писатель».