Пишите письма → alex@covax.me

Секреты чувства языка

У некоторых людей есть «чувство языка», они на интуитивном уровне знают как правильно писать то или иное слово и уместно ли его употреблять в данном контексте. Они хорошо строят предложения и готовы убивать за «позвонишь» и «одеть шапку». Это знание не логическое, а интуитивное. Не правила, а чутье.

Пишущий и читающий

Одно время, я полагал, что таким чувством обладают пишущие люди и считал его чем-то вроде врожденного таланта или дара. Было бы логично, если бы люди, обладающие таким даром, были успешны в «пишущих» профессиях. Но практика показала, что в мире полно успешных, но безграмотных блогеров, журналистов и даже писателей. Версия о том, что чувство языка априори присуще именно пишущим людям провалилась.

Поэтому я предположил, что чувство языка — не столько врожденный талант, сколько искусственно натренированный рефлекс. Люди, которые много читали (особенно в детстве) просто-напросто привыкли к определенному языку, к способу употребления слов и к тому, как слова выглядят. Если человек рос на хорошей литературе (не в плане сюжетов или идей, а в плане языка), то у него выработалось то самое чувство, которое не даёт ему спокойно жить. Если же детство индивида пришлось на расцвет рунета (а этим людям уже по двадцать лет), когда безграмотные «чучкиписатели» получили массовый доступ к сети, то он органично чувствует себя среди всех этих "день рождение" и тому подобных, потому что именно такое использование букв его мозг считает естественным.

Влияние интернета

«Олбанский» или «падонкаффский» язык для взрослых людей был мимолетным развлечением двухтысячных, но, в тоже время оказал влияние как на подрастающее тогда поколение, так и на стиль интернет-общения в целом. В сети можно писать с ошибками и неправильно составлять предложения. Лет десять назад в этом не было ничего страшного, ведь интернет занимал довольно мало места в жизни людей. Но сейчас многие школьники сидят в сети по 8 часов в день, интернет стал основным средством общения молодежи, средой ее обитания. Теперь чувство языка растет не на проверенных и вычитанных редакторами издательств книгах, а на интернет-сленге, блогах и чатиках в телеграме.

Джакоби хорошо сформулировал проблему: «У ощущения „знакомости“ есть простая, но действенная особенность – „прошлость“, которая, как представляется, служит прямым указанием на наличие предыдущего опыта». Это свойство иллюзорно. Слова, встреченные раньше, легче прочитать вновь. Вы узнаете их лучше других, даже если они промелькнут очень быстро или будут искажены помехами, и прочтете их на сотые доли секунды быстрее, чем остальные. Иначе говоря, виденное раньше слово легче воспринимается, и именно эта легкость порождает чувство знакомости.

Даниэль Канеман — «Думай медленно... решай быстро».

Чем больше плохого текста мы прочли, тем больше у нас будет сомнений в написании слов. Нам будут казаться знакомыми, а значит правильными одновременно несколько вариантов. Пушкин VS Интернет.

Почему ошибки раздражают и как это использовать?

Начитанные люди видя знакомое слово ожидают, что оно будет выглядеть также, как в прошлый раз. Если ожидание совпадает с реальностью, мы получаем кайф. Наш мозг ленив и не хочет предпринимать усилий, если слово выглядит «как надо», то мозг не напрягается. Если же слово написано с ошибкой, мы тут же понимаем — что-то пошло не так. Приходится прикладывать умственные усилия, чтобы понять в чем дело, а это неприятно. Поэтому ошибки раздражают начитанных людей, задевают их «чувство языка».

Бывало так, что вы писали тест неподготовленным? Помните этот веселый момент, когда приходится приглядываться к ответам, выбирая, какой же из них выглядит «более правдоподобным»? Или, например, когда мы сомневаемся в написании слова, то несколько раз произносим его в слух или про себя, чтобы уловить как оно звучит«более нормально»? Это все из той же оперы.

Переезжая из штата в штат, я сдавал тесты по-разному. Обычно я один раз быстро прочитывал буклет с правилами и надеялся на лучшее. Некоторые ответы я знал из долгого водительского опыта, но бывало и такое, что ответ в голову не шел и я мог руководствоваться лишь когнитивной легкостью. Если ответ казался знакомым, я предполагал, что он правильный. Если он выглядел новым (или маловероятной крайностью), я его отвергал.

Даниэль Канеман — «Думай медленно... решай быстро».

Если же слово выглядит не так «как надо», то мы не получаем ожидаемое вознаграждение и раздражаемся. Вот и все чутьё (это упрощение, на самом деле все сложнее, но суть та же). С правильным употреблением слов тоже самое - мы привыкли к определённым оборотам речи, т.е. привыкли видеть слова в окружении, привыкли к сочетаниям слов, поэтому неверное употребление воспринимаем как нечто неорганичное.

Детства чистые глазенки

Чувство языка возникает из-за особенностей восприятия. Мы быстрее узнаем знакомое и получаем кайф от такого узнавания. Если же мы распознали слово, но не получили вознаграждение, то бесимся. Это не особый талант или дар, его может развить каждый, просто читайте много хорошего текста, забивая им память, остальное дело техники. В детстве это делать проще.

Десткие мозги и память гораздо активнее — мы познаём мир, осваиваем алгоритмы действий, учимся решать задачи. Усвоенное в детстве мы будем использовать всю жизнь, так как мозг ленив и идёт по пути наименьшего сопротивления, т.е. охотнее использует уже готовые, опробованные решения.

Школьные уроки литературы, так ненавистные многим, все-таки приносят пользу. Не каждый родитель станет прививать ребёнку любовь к чтению и развивать вкус на книги. Поэтому принудительное чтение классики может и не столь полезно в плане понимания сюжетов в юном возрасте, но оно хорошо оттачивает чутье и приучает к хорошему языку.