Пишите письма → alex@covax.me

Сергей Абдульманов, Дмитрий Кибкало и Дмитрий Борисов — «Бизнес как игра. Грабли российского бизнеса и неожиданные решения»

Книга от команды «Мосигры», которая построила российскую розничную сеть с нуля за два года.

До этой книги я опять добрался весьма неожиданным путем — наткнулся на текст Сергея Абдульманова на Пикабу. Текст назывался Уязвимости в прошивках австралийских животных и покорил меня с первого прочтения настолько, что я решил побольше разузнать об авторе. Довольно быстро нашлись его аккаунты на гиктаймсе и хабре, так как оказалось, что автор — тот самый Milfgard из Мосигры (директор по маркетингу). Ну а дальше гугл показал мне книжку, о которой сегодня пойдет речь.

«Бизнес как игра. Грабли российского бизнеса и неожиданные решения» — это действительно описание тех самых граблей (грабель?), с которыми ребята сталкивались при построении компании. Главы короткие, емкие, написаны понятным языком. По формату похоже на «Черную книгу менеджера» Славы Панкратова, только без мата.

Подтверждение моей мысли о должности на визитке:

Не пишите должность на визитке. Если по вам заметно, что вы имеете право принимать окончательное решение, это сразу же ослабляет вашу позицию в переговорах. И иногда обижает человека, с которым вы их ведете.

Ведь вместо того, чтобы сказать: «Нет, я так решил», всегда можно сообщить: «Руководство не согласовало такой бюджет». И ситуация «я торгуюсь с самодуром» превращается в ситуацию «я и явление природы».

«Руководитель услышал вашу цену в 150 фантиков. Она обоснованная, хорошая. Я лично за. Но он сказал, что у нас бюджет – максимум 120 на этот проект. Можно ли что-то сделать?» Конечно, после таких слов вариант найдется. С бюджетом не спорят. А вот после «Я хочу 120» решение в вашу пользу куда менее вероятно.

Если же ваш контрагент понял, что руководитель все-таки вы, – ссылайтесь на внутренние правила компании и обсуждение с президиумом.

Про прикладное использование миссии:

И еще один важный момент: миссия. Если вы не играли в ритуальный обмен бабок учредителя на чужой базар, то она появляется у вас не потому, что так моднее, а потому, что есть практический повод. И он очень прост: человек в конце цепочки должен иметь инструмент принятия решений. Миссия и становится этим инструментом, который используется, когда здравый смысл отказывает. Ставите перед собой любую задачу и смотрите, какой из вариантов решения наиболее соответствует заявленной миссии. Если решение приближает вас к исполнению миссии – оно правильное. Если отдаляет – неправильное.

Если же в вашей миссии написано про мир во всем мире, как стать лучшими в сфере и про важность людей – думайте дальше.

Про вечернюю и утреннюю сторону дороги:

Еще один важный аспект – направление дороги. Вам нужно то, которое вечернее. На «Парке культуры» напротив нас был спортивный магазин. Он стоял на «утренней» стороне. Один из наших офисных сотрудников пытался попасть в него, наверное, раз двадцать, но каждый раз было жутко лень: утром просто не до этого (если ты едешь мимо в офис), а в обед – нужно было либо преодолеть шесть полос с переходом непонятно где, либо делать огромный крюк для разворота, а потом еще раз разворачиваться после магазина. В итоге та точка закрылась, а человек туда так и не попал. Настоящее мертвое место для автомобилистов.

И еще не забывайте, что проектировщики торгового центра тоже иногда совершают такие ошибки с потоками машин днем и вечером. Если вам попался «утренний» торговый центр – открывайте кофейню, это ваш единственный шанс.

Про вопросы в анкете на получение дисконтной карты:

Все вопросы сформулированы так, чтобы, отвечая на них, клиент узнавал о наших возможностях. Сначала мы рассказываем о том, что есть не только интернет-магазин. Затем – о том, что любую игру можно открыть. Заодно напоминаем, что стоит рассказать о магазине друзьям. Объясняем, зачем еще можно прийти в магазин: например, не только за игрушкой ребенку, но и за подарком коллегам. Учим новым способам потребления – в дорогу, на вечеринку, подвижное на лето и т. д. Это, в частности, чтобы не складывалось впечатление, будто настольные игры – только для детей.

Рекомендую книгу к прочтению.