Огромное внимание к деталям, разжеванный материал и объяснение многих вещей, вообще не связанных с кинематографом или связанных косвенно. Тут и социология, и психология, и еще много чего. Для тех, кто изучает структуру и построения сценария, основы драматургии и сценарного мастерства — это настольная книга. Очень полезная настольная книга.
Эта книга будет полезна всем кто что-либо создает: от дизайнеров и маркетологов, до архитекторов. Просто заменяйте в тексте слова «кино» и «сценарий», например, на «дизайн» и получите великолепную книгу для дизайнеров.
Про сюжет
Про творческий кризис, Богданов в «Инженерах впечатлений» где-то тоже самое говорил про творческий кризис у дизайнеров.
Вы в тупике, потому что нечего сказать. Талант вас не покинул. Когда было о чем говорить, вы писали без остановки. Нельзя убить свой талант, но невежество способно довести его до состояния комы. Несведущий человек писать не сможет, каким бы одаренным он ни был. Талант необходимо стимулировать фактами и идеями. Занимайтесь
исследованиями. Подпитывайте свой талант. Исследования позволяют не только выиграть войну со штампами, но служат залогом победы над страхом и его родственницей —
депрессией.
Про ограничения, Лебедев где-то в «Ководстве» тоже самое говорил про дизайн.
искусственно созданных, приводит в движение воображение. Предположим, поэт принимает решение писать стихи из шестистрочных строф, рифмуя каждую вторую строку. Срифмовав четвертую строку со второй, он достигает конца строфы, а затем, загнанный в угол им самим установленными ограничениями, изо всех сил старается срифмовать шестую строку с четвертой и второй. В результате этих усилий может быть придумано слово, которое вообще не имеет никакого отношения к стихотворению, — просто подходит по рифме. Однако потом оно дает жизнь фразе, в свою очередь вызывающей в воображении образ, который перекликается с первыми пятью строками, придавая новый смысл и эмоциональный заряд всей строфе и стихотворению в целом. Благодаря творческому ограничению схемы рифмовки стихотворение обретает такую выразительность, какой не было бы, если бы поэт позволил себе выбирать любое слово по собственному желанию.
Принцип творческого ограничения предполагает свободу в определенных рамках. Талант, как мускулы, — без тренировок атрофируется. Поэтому мы намеренно раскладываем на своем пути камни, чтобы обрести вдохновение, преодолевая барьеры. Мы приучаем себя к тому, что должны делать, но число приемов не ограничиваем. Поэтому прежде всего необходимо определить жанр или комбинацию жанров, которые будут направлять нашу работу, так как каменистой почвой, на которой произрастают самые плодотворные идеи, являются конвенции жанра.
Про подтверждение вместо объяснения. Многим дизайнерам стоит задуматься.
переплетаются между собой, образуя риторическую связь.
...
Искусные рассказчики никогда ничего не объясняют. Они выполняют тяжелую, иногда мучительную творческую работу — инсценируют. Зрителей редко удается заинтересовать, а тем более убедить, заставляя слушать обсуждение идей. Диалог, обычный разговор персонажей, стремящихся к достижению своей цели, не может служить трибуной для пропаганды философии создателя фильма. Включенные в диалог или представленные в виде дикторского текста разъяснения значительно снижают качество фильма. Выдающаяся история обосновывает свои идеи исключительно в рамках развития событий; неумение выразить мироощущение с помощью ряда четких и честных решений
и действий человека равнозначно творческой неудаче, которую невозможно исправить умными рассуждениями.
В общем, книга обязательна к прочтению.